Модульный урок по теме «Отраслевая структура промышленности края.
Топливно-энергетический комплекс»

 

УЭ-О

Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны усвоить знания об особенностях отраслевой структуры промышленности Краснодарского края, топливно-энергетическом комплексе; развивать общеучебные и специальные навыки: работа с учебником, картами Краснодарского края, контурными картами края, выделять главное; выявлять причинно-следственные связи, заполнять таблицы.

 

Модуль 1. Отраслевая структура промышленности краснодарского края.

Модуль 2. Топливно-энергетический комплекс.

 

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-О

Общая цель: изучить особенности отраслевой структуры промышленности Краснодарского края, топливно-энергетический комплекс.

 

УЭ-1

Модуль 1. Отраслевая структура промышленности края.

 

Ход работы:

1. Прочитайте текст учебника стр. 74-76.

2. Изучите таблицу №1 «Изменение отраслевых объемов производства промышленной продукции Краснодарского края за 1940-1998 в сопоставимых ценах (в % к итогу). (Экономическая география Краснодарского края под редакцией В.И. Чистякова)

Отрасли промышленности

 

1940

1975

1985

1089

1994

1998

Топливно-энергетическая

15,5

6.4

4.7

4.0

13.0

21.9

Химическая и нефтехимическая

1.8

2.9

3.7

3.0

2.1

2.6

Машиностроение и металлообработка

15.5

13.4

17.2

17.5

7.9

8.5

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

4.8

7.1

7.2

7.8

4.5

4.4

Производство строительных материалов

2.0

5.4

3.7

4.4

5.8

8.5

Лёгкая

6.9

15.1

13.7

12.6

4.9

0.9

Пищевая

42.6

48.2

42.5

42.7

60.1

42.6

Прочие отрасли

26.4

1.5

7.3

8.0

1.7

6.6





3. Ответьте на вопросы устно.

1) Каким было хозяйство Кубани до 1917 года?

2) Что преобладало в структуре производства края?

3) Какими мелкими кустарными предприятиями была представлена промышленность?

4) Какие зерновые и технические культуры выращивали на Кубани до 1917 года?

5) Что произошло со структурой хозяйства в период коллективизации и индустриализации?

6) Какой ущерб нанесен хозяйству Кубани и Белоглинскому району немецко-фашисткими оккупантами?

7) Экономический кризис 90-х годов, его последствия.

8) Изучив таблицу №1, сделайте выводы об изменениях, произошедших в производстве края.

9) Какие отрасли экономический кризис наиболее глубоко задел?


Выполните задание в рабочей тетради Краснодарского края стр. 39
Заполните таблицу     №2 «Факторы формирования отраслей специализации Краснодарского края»

 

Отрасли специализации Краснодарского края

Факторы формирования

 

1. Топливно-энергетический комплекс.
2.

 

Сырьевой, транспортный

 

 

Сделайте выводы.

 

Контроль: самоконтроль по образцу.

 













Самостоятельная работа учащихся работа с учебником.



















Устно. Правильный ответ 1 балл












Работа в рабочей тетради Краснодарского края






Максимальная оценка 5 баллов

УЭ-1

Модуль2. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность.

 

Цель: изучить топливно-энергетический комплекс, отрасли, входящие в состав, нефтяную промышленность.

 

Ход работы.

1. Прочтите текст учебника стр. 76-78.

2. Рассмотрите таблицу 6 «Темпы роста добычи нефти на Кубани»

3. Приготовьтесь к беседе с учителем.

1) Какие отрасли промышленности края входят в состав ТЭК?

2) Кем и где была пробурена первая в России нефтяная скважина?

3) Проанализируйте данные таблицы №6, сравните показатели добычи нефти в 1920-1930 гг., в 1990-1995 гг и в 2001 г. Сделайте выводы.

 

Выполните задания в рабочей тетради Краснодарского края №2 – 5 стр. 40-41.

- Какую продукцию производят предприятия нефтеперерабатывающей промышленности края?

- Отметьте на контурной карте 3 стр. 40 и напишите название населенного пункта Краснодарского края, вблизи которого была заложена первая в России нефтяная скважина.

- Назовите и надпишите на контуре 3  основные месторождения нефти в крае.

- Нанесите центры нефтеперерабатывающей промышленности края на контуре 3.

 

Контроль осуществляет учитель.






Самостоятельная работа.
Работа с учебником.


Устно. Правильный ответ 1 балл




Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края



Максимальная оценка – 5 баллов

УЭ-2

Газовая промышленность.

 

Цель: изучить роль газа в формировании современного хозяйства Кубани, крупнейшие месторождения, газопроводы, проходящие через территорию края.

 

Ход работы:

 

1. Послушайте рассказ учителя.

2. Приготовьтесь ответить на следующие вопросы:

1) Где сосредоточена большая часть разведанных месторождений в крае?

2) Назовите основные месторождения газа в крае и надпишите на контурной карте 3 стр. 40 рабочей тетради.

3) Где используется газ, добываемый в крае?

4) Сравните показатели добычи природного газа на Кубани (рис 5 учебника). Сделайте вывод.

5) Назовите газопроводы, проходящие через территорию края и предприятия газовой промышленности.

6) Назовите наиболее экологический чистый вид топлива, применяемый на ТЭС.

7) Какие проблемы стоят перед газовой и нефтяной промышленностью края? – задание №3 в рабочей тетради.

 

Контроль: проверяет консультант.

 

 









Устно. Правильный ответ – 1 балл
Работа в рабочих тетрадях Краснодарского края
Работа с учебником


Работа в раб. тетрадях Краснодарского края

Максимальная оценка –
5 баллов

УЭ-3

Электроэнергетика.

 

Цель: усвоить основные знания АО теме; развивать общеучебные и специальные умения и навыки (см. УЭ-0).

 

Ход работы:

 

1. Прочитайте текст учебника стр. 79-80.

2. Приготовьтесь ответить на следующие вопросы:

1) Основными энергетическими ресурсами Краснодарского края являются: ______________________________________
___________________________________________________
2) Где вырабатывается основное количество электроэнергии в крае?

3) Назовите самую крупную тепловую электростанцию. В чем её особенности? Какие виды топлива она использует?

4) Перечислите электростанции края и нанесите на контурную карту 3 в рабочей тетради стр. 40:
- ТЭС ______________________________________________
- ГЭС ______________________________________________
5) Каковы проблемы в электроэнергетике края?

6) Почему строительство АЭС в Мостовском районе было приостановлено?

7) Какие типы электростанций работают в Белоглинском районе?

Контроль: взаимоконтроль. – Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.









Работа в раб. тетрадях Краснодарского края стр. 40-41
задания 1-3 на стр. 41


Работа в парах







Максимальная оценка –
5 баллов

УЭ-4

Домашнее задание § 17, 18. Составить кроссворд по теме.

 

УЭ-5

Резюме: Вернитесь к началу модуля, прочитайте, какие перед вами стояли цели. Определите, весь ли материал вы усвоили. Оцените себя. Посчитайте, какое количество балов вы набрали. в графе «Общее количество баллов» поставьте полученную сумму, а в графе итоговая оценка, поставьте оценку. Если вы набрали 30 баллов, то оценка «5», 25-28 баллов – оценка «4», менее 18 баллов – оценка «3».

 

УЭ-6

Рефлексия:

1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2. При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3. Что вызвало наибольшую трудность?

4. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, совсем неинтересно)?

 

 

Hosted by uCoz